Сущностно-Реализационная Концепция Организации Мира (СРКОМ) Еще раз к вопросу о ценностях.
Что из себя будет представлять человек в каждый последующий момент времени?
Очевидно - то, что он представляет из себя сейчас плюс приобретения минус потери за время до указанного момента.
Естественно, что текущее состояние человека определяется его состоянием в прошлом и приобретениями (потерями) за прошедшее время.
Человек, живущий прошлым, как правило, утешается своими прошлыми достижениями, возможностями и способностями, но такая ориентация на прошлое мало конструктивна для будущей деятельности (и будущего состояния) человека. Скорее всего, состояние и положение такого человека, пренебрегающего будущим, будет стабильно ухудшаться.
Жизнь человека, живущего настоящим подобна сну. Он не сравнивает свое текущее состояние с состоянием в прошлом и не планирует свою деятельность (и положение) на будущее. Все его существование сводится к случайной рефлексии на внешнее воздействие, он - беспомощная щепка в бурном потоке жизни. Положение и состояние такого человека не устойчиво и меньше всего зависит от него самого.
Жизнь человека живущего будущим подобна сказке. Не учитывая прошлого и настоящего своего состояния и положения, он не имеет опыта прошлой жизни и не может спланировать свою деятельность на будущее. Его представления о себе в будущем оторваны от действительности, вся его деятельность будет сведена исключительно к ожиданию "светлого" будущего, которого он никогда не достигнет. Состояние и положение его, скорее всего, будет постоянно ухудшаться.
Только человек, живущий полной жизнью, имеет шанс на стабильное улучшение своего состояния и упрочение своего положения. Он постоянно анализирует свое текущее состояние, сравнивает его с состоянием в прошлом, а разницу соотносит со своей деятельностью за прошедший период. Такой анализ позволяет ему выработать методы достижения желаемого состояния (положения) в процессе целенаправленной деятельности. Правильное (рациональное, оптимальное) определение своего предпочтительного состояния (положения) в будущем у такого человека базируется на опыте его прошлой жизни, который помогает и в организации деятельности, способствующей достижению этой цели.
Для людей, входящих в четвертую (из выше указанных) категорию предназначено данное изложение.
Определимся с терминами "положение" и "состояние".
Термином "положение" определим объективные условия, в которых находится человек. Это - совокупное воздействие окружения на человека: условия жизни, организация быта, уровень дохода, требования, предъявляемые к человеку и размер вознаграждения (наказания) за конструктивную (деструктивную) деятельность.
Термином "состояние" определим оценку объективного положения человека в плане степени его удовлетворенности (неудовлетворенности) таким положением. Такая оценка может производиться как самим человеком (самооценка), так и другими людьми.
Положение человека может объективно оцениваться в сравнении с положением других людей, положением "среднего" (для общества, данной местности, страны) человека и определяться по сложившейся оценочной шкале: средний уровень, выше или ниже (и на сколько) среднего уровня.
Самооценка состояния человеком и оценка его состояния окружающими могут значительно различаться. Такие различия частично объясняются разным мировоззрением людей, но основной причиной является для каждого человека непреодолимая разница в подходе ко всему, относящемуся к "себе любимому" и окружающим. По той же причине человек может в большей или меньшей степени прислушиваться к мнению окружающих относительно своего состояния, но решающей для него является собственная оценка. О состоянии, определяемом в процессе самооценки, и пойдет дальше речь.
Состояние человека, ввиду его субъективности, может соответствовать, а может и разительно не соответствовать его реальному положению. Такое положение частично объясняется степенью адекватности мышления человека (пациент психбольницы может оценить свое положение выше, чем президент могущественной страны и иметь соответствующее состояние). В подавляющем большинстве случаев состояние человека оценивается им исходя из степени соответствия оценки своего положения сформировавшейся у него системе ценностей. Под системой ценностей понимается комплекс предпочтений (наиболее значимых для человека составляющих существования). При всей кажущейся простоте система ценностей представляет собой довольно сложное образование. Естественно, сложность системы ценностей зависит от уровня развития человека, его мировоззрения и многих других фактором. Сложившаяся у человека система ценностей является наиболее важной его характеристикой, она определяет основу его жизнедеятельности - мотивацию.
В любом случае, человек всегда стремиться к улучшению своего положения и состояния (даже в случае самоубийства человек стремиться освободиться от мучительного существования). Сложность реализации этого устремления заключается в том, что достаточно часто (в силу искаженной системы ценностей) у человека имеется большой разрыв (или даже противоречие) в оценке своего положения и ощущении своего состояния. Употребление термина "ощущение" по отношению к состоянию обусловлено тем, что человек оценивает его (в подавляющем большинстве случаев) с эмоционально-чувственных позиций, а не путем логического анализа. Предоставим людей с незначительным разрывом между оценкой своего положения и положительным ощущением своего состояния их дальнейшей плодотворной деятельности и обратимся к другой (значительно преобладающей) части общества.
Из обозначенной группы исключим людей, оценивающих свое положение как неудовлетворительное, но считающих свое состояние вполне удовлетворительным (незачем искусственно создавать проблемы там, где их нет для основных действующих лиц).
Сосредоточимся на преобладающей части общества, ощущающей свое состояние как неудовлетворительное вне зависимости от оценки своего положения.
В чем может заключаться причина неудовлетворенности своим состоянием?
Как это не парадоксально, но у такого положения может вообще не быть никаких оснований. Эмоционально-чувственная составляющая человека подвержена внешнему воздействию со стороны аналогичных составляющих других реализаций (и не только других людей) и зачастую перепады настроения объясняются именно этим фактом. Когда такое отрицательное воздействие со стороны других реализаций осуществляется длительное время, эмоционально-чувственная составляющая человека не может справиться (за счет внутренней энергетики) с потоком негативной энергии, накапливающейся в ней, и у человека наступает полоса неудовлетворенности своим состоянием. Если такое негативное воздействие не является следствием проблем в положении самого человека, то переломить ситуацию можно подключением мыслительной составляющей (которая, кстати, должна осуществлять постоянный контроль за эмоционально-чувственной составляющей). Для этого необходимо сосредоточиться и попытаться формализовать возможные причины неудовлетворенности (составить перечень наиболее важных характеристик своего существования, неблагополучием в которых можно бы было объяснить создавшееся положение: опасность для жизни, тяжелая работа, низкий доход и т.п.). Затем необходимо последовательно рассмотреть каждую из внесенных характеристик, трезво оценивая ее в плане критичности для своего состояния с учетом всех особенностей (сопоставимость с аналогичными характеристиками у большинства других людей, временный характер действия характеристики, наличие сопутствующих положительных моментов и т.д.). Проводя логический анализ необходимо сосредоточиться на эмоциональных ощущениях (вероятнее всего если и возникнет определенный дискомфорт, то его уровень будет невысоким). Наиболее вероятным при таком анализе станет вычеркивание рассмотренной характеристики из перечня, после чего нужно переходить к следующей. Пройдя по всему списку, Вы либо вычеркните все отобранные характеристики, либо оставите незначительное количество. Итогом такого анализа станет логический вывод об отсутствии объективных причин для неудовлетворенности своим положением или неизмеримо малой доли негативных в общем числе характеристик своего положения, что является достаточным основанием для объяснения сложившегося положения следствием отрицательного воздействия других реализаций, объективно не связанным с реальным положением дел.
Если негативная оценка своего положения вызывает очевидное отрицательное ощущение своего состояния и анализ по характеристикам не дает положительного результата (как обычно это - самый распространенный вариант), следует обратиться к анализу своей системы ценностей. Такое предложение основывается на прагматичном подходе к решению проблем: исправив свое ошибочное мнение можно кардинально (и в кратчайшие сроки) решить проблему не ввязываясь в бессмысленную (и бесконечную) работу по изменению своего положения. Система ценностей - составная (основная) часть мировоззрения, формирующаяся в течении всей жизни. Наиболее часто встречающаяся ошибка - ВЫБОР В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ СРЕДСТВА ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ.
Отличительные характеристики цели:
- непреходящий характер (всегда стремление к цели не исчерпывается любыми достижениями, сохраняет подлинную актуальность и имеет необъятное поле для целесообразной деятельности)
- зависимость исключительно от субъекта стремления (никто и ничто не может преградить путь стремящемуся к достижению цели или "преподнести" ее ему)
- непротиворечивость другим целям (работа стремящегося по достижению цели не может помешать работе других по достижению их целей)
- единственность (истинная цель - всегда одна)
- благотворность (работа по достижению цели благотворно сказывается как на самом стремящемся, так и на его окружении)
Отличительные характеристики средства (инструментария) для достижения цели:
- временность (для достижения цели необходимо своевременно менять средства по ее достижению на более эффективные)
- универсальность (необходимость в постоянном отборе - заимствовании у других тех средств, которые показали свою эффективность)
- конкурентный характер (наиболее эффективными являются средства предельно трудные в использовании - доступе к ним)
- множественность (наибольший эффект дает комплексное применение множества разнообразных разноплановых средств)
- затратность (для применения наиболее эффективных средств необходимо больше усилий, труда, воли, выдержки)
Для неразвитого человека система ценностей ориентирована на область физического (физиологического) существования, где на первом месте стоит стремление к достижению удовольствия от еды, секса и других "радостей" физического тела и бегство от дискомфортных (опасных) для физического тела состояний. Наиболее развитым у такого человека является физическое тело, остальные составляющие (в меру своего развития) "обслуживают" физическое тело. Здесь явно присутствует подмена цели средствами ее достижения. Ни физическое тело, ни его эмоционально-чувственная составляющая (плотское удовольствие) не могут быть целью: тело неизбежно будет болеть, стареть, чрезмерное плотское удовлетворение ведет к пресыщению и отвращению; физическому телу может быть нанесен значительный урон, человек может быть (другими) поставлен в условия недоступности плотских удовольствий и постоянных страданий плоти; то, что было использовано человеком для достижения плотского удовольствия не досталось (как правило) другому человеку; достижение плотского удовольствия не ограничит человеческих запросов к жизни; чрезмерное увлечение плотскими наслаждениями ведет к расстройству человеческого здоровья, деградации его личности и негативно сказывается на его окружении.
По мере развития человека, у него начинают появляться интересы, связанные с более высокой составляющей - эмоционально-чувственной. Существенную роль начинают играть эмоциональные наслаждения - "зрелища". Человек пытается избегать скучного будничного времяпрепровождения. Никакое "ублажение" своей эмоционально-чувственной составляющей не может являться целью: любое (даже самое интересное зрелище) рано или поздно надоедает; человек может быть поставлен обстоятельствами в условия отсутствия ярких "зрелищ"; все "зрелища" достаются одним за счет других; не может человек жить удовлетворяясь исключительно "зрелищами"; чрезмерное увлечение "зрелищами" ведет к истощению эмоционально-чувственной и деградации физической и мыслительной составляющих.
Дальнейшее развитие человека связано с возникновением интересов в мыслительной деятельности. Этот человек стремиться к удовлетворению от решения сложных интеллектуальных задач (в самом примитивном виде - интеллектуальные игры). Потворствование своей мыслительной составляющей также не может являться целью: даже самые сложные задачи рано или поздно будут решены; не может человек жить удовлетворяясь исключительно "умствованием"; чрезмерное увлечение "умствованием" ведет к деградации физической и эмоционально-чувственной составляющих.
Мы перечислили основные ошибки в выборе цели, характерные для подавляющего большинства случаев. Другие цели, которые могут быть выдвинуты людьми, на деле сводятся к выше перечисленным. Стремление к материальному богатству, высокому служебному положению, власти, известности, популярности чаще всего - замаскированное стремление к получению "изысканных" плотских наслаждений, "зрелищ" и получению удовольствия от мышления для достижения этих положений. Даже самые изощренные и извращенные стремления сводятся к выше перечисленным случаям, отличающиеся только в силу извращенности самих указанных составляющих человека.
В соответствии с СРКОМ не могут быть целью даже такие области жизнедеятельности как "служение" какой-то идее, окружающим (другому человеку, семье, народу, человечеству), любовь. Все это - преходяще. Постоянно одни идеи сменяются другими, меняется окружение человека, меняется сам человек. Все это находится за пределами самого человека и в решающей степени зависит само от себя. Все это находится в противоречиях с аналогичными объектами - процессами и далеко не всегда лучше их. Служение всему этому далеко не всегда оборачивается благом для человека.
Выбрав что-либо из выше перечисленного в качестве цели, человек становиться рабом своего выбора.
Таким образом, все рассмотренное дано человеку только в качестве средств для достижения истинной цели:
- есть нужно для того, чтобы жить (а не наоборот). В области потребления нужно стремиться к его сокращению до минимально необходимого.
- отдых нужен только для восстановления сил для более эффективной и плодотворной работы (а не для культивирования лени)
- материальные блага должны ограничиваться минимально необходимыми для эффективной жизнедеятельности (а не превращаться в "оковы")
- эмоционально-чувственная сфера жизнедеятельности должна ограничиваться областями, способствующими гармоничному развитию человека (а не потворствовать его низшей натуре)
- любые формы "служения" являются только средством (и показателем) развития лучших качеств человеческой натуры, формирования высокой системы ценностей и развития волевых качеств
- любовь, даже в самых высших проявлениях, является лишь средством подъема человека на уровень высочайших моральных качеств
Но что же тогда является истинной целью жизнедеятельности человека?
С позиций СРКОМ истинной целью жизнедеятельности человека является максимальное содействие развитию и совершенствованию его истинной сущности, что больше всего созвучно понятиям самосовершенстование и саморазвитие.
Пищеварительная система индийского йога, довольствующегося стаканом воды и чашкой риса и обладающего большими способностями, чем у европейца с обязательным трех- и более разовым высококалорийным питанием, обладает большей степенью совершенства. Йог меньше зависит от уровня обеспечения продуктами, меньше тратит сил и времени на приобретение и приготовление пищи, ее потребление и переваривание (больше сил и времени уделяет другим областям жизнедеятельности).
Низкий уровень совершенства человека выражается в его сильной степени зависимости от всего выше перечисленного. Все это является и средством для достижения цели - максимального освобождения от этой зависимости и выходе на более высокий уровень совершенства (независимости - свободы).
С позиций СРКОМ истинная сущность настоящего человека ранее находилась последоватьельно на этапах "растительного" и "животного" развития, а далее перейдет в какое-то "над человеческое" состояние и так далее по бесконечной лестнице совершенства. Таким образом, даже достижение состояния "самого совершенного человека" не приведет к реализации цели совершенствования и она останется истинной целью. Для истинной сущности человека выбор им в качестве цели любого из средств (пусть даже самого "достойного") тягостен, и этим объясняется неудовлетворенность этого человека своим состоянием.
Таким образом, самым универсальным (решающим) средством преодоления неудовлетворенности своим состоянием является формирование и неуклонное следование истинной системе ценностей, которая поможет адекватно оценить и свое объективное положение. Неуклонное наращивание своих способностей, освобождение от привязанностей своей низшей натуры и развитие лучших качеств дадут человеку яркое ощущение приобретения непреходящих ценностей, а, значит, станут источником постоянного вдохновения на пути совершенствования.
|