Сегодня очередное продолжение 11 главы книги А. Маслоу "Мотивация и личность", посвященную самоактуализации личности.
Каждого из этих людей можно назвать
индивидуалистом, но каждый из них в то же самое время является глубоко социальной
личностью, личностью, идентифицирующей себя со всем человечеством. В отличие от
других людей эти люди сумели приблизиться и к своей человеческой, общевидовой
природе, и к своей уникальной, индивидуальной природе.
Кто не хочет читать эту главу в рассылке, может скачать этот отрывок книги в разделе Библиотека
Попрежнему всех приглашаю посмотреть обновления в Галерее
СЛУЖЕНИЕ
Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я говорю о присущей им
сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Если попытаться найти название этой
особенности, то я бы предложил назвать ее служением в противоположность
эгоцентрическим тенденциям. В отличие от неуверенных, тревожных людей с их
склонностью к постоянному самоанализу и самокопанию, этих людей мало беспокоят
личные проблемы, они не слишком склонны размышлять о себе. Почти у каждого из них
есть призвание и дело, которым они служат, которым они посвящают себя без остатка,
почти каждый из них озабочен какой-то важной проблемой, решение которой требует от
него всех сил и энергии (72, 134).
Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого человек желал,
или занятия, к которым он стремился, это может быть дело, которым он чувствует себя
обязанным заниматься. Именно поэтому я говорю о служении, о жизненной миссии, а не
просто о «любимом» деле. Эти люди, как правило, не озабочены проблемами личного,
эгоистического характера, они в большинстве своем думают о благе других людей —
всего человечества, своих сограждан или же о благе близких и дорогих им людей.
За небольшим исключением практически у всех наших испытуемых мы отметили
одну характерную особенность. Эти люди склонны к размышлениям об
основополагающих проблемах человеческого бытия, они задаются теми вечными,
фундаментальными вопросами, которые мы называем философскими или нравственными.
Можно сказать, что они живут в глобальной системе координат. В частном они умеют
видеть общее, и никакие, даже самые яркие частные проявления не скроют от них общей
картины. В основе их системы координат или системы ценностей никогда не лежит
местечковый патриотизм, как правило, в ней отражен опыт всей истории развития
человечества, она отвечает не сиюминутным запросам, не социальному заказу, а
требованиям эпохи. Одним словом, эти люди в каком-то смысле, несомненно, философы,
хотя их философия не обязательно наукообразна, иногда ато то, что можно назвать
житейской философией.
Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспектах их жизни. Так,
например, один из главных симптомов, с которого мы начинали изучение целостного
синдрома самоактуализации и который был обозначен нами как широта (или не-
мелочность), несомненно, является проявлением этой более общей характеристики.
Способность вознестись над обыденностью, умение отрешиться от частностей, расширить
горизонты восприятия, посмотреть на вещи в перспективе, sub specie aeternitatia имеет
огромное социальное значение. По-видимому, именно этой способностью объясняется
умиротворенность, свойственная самоактуализированным людям, их умение сохранять
спокойствие, не тревожиться по пустякам, — свойства, которые облегчают жизнь не
только им самим, но и окружающим их людям.
ОТСТРАНЕННОСТЬ; ПОТРЕБНОСТЬ В УЕДИНЕНИИ
Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и безболезненно
переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что они любят одиночество или,
по крайней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем
среднестатистический человек.
Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям удается
сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, не поддаются
страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляет труда быть
отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи и поражения не
вызывают у них естественного для менее здоровых люден всплеска эмоции.
Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых недостойных людей они
умеют сохранять благородство и гордость, и эта способность, вероятнее всего, была бы
невозможна, если б у них не было своего собственного мнения о ситуации, если б они
во всем полагались на чувства и мнения других людей.
В некоторых ситуациях эта отстраненная сдержанность может перерасти
себя и возвыситься до суровой, холодной отчужденности.
Рассматриваемая нами способность, по-видимому, пребывает в тесной связи с
некоторыми другими качествами, обнаруживаемыми у этих людей. Во всяком случае,
любого из моих испытуемых можно смело назвать объективным (во всех смыслах этого
слова) человеком, особенно в сравнении со среднестатистическим человеком. Я уже
говорил о том, что для самоактуализированных людей проблемы внешнего порядка более
значимы, чем их собственные переживания, и это утверждение справедливо по отношению
к ним даже в том случае, если они оказываются в ситуации, угрожающей их желаниям,
надеждам, мечтам. Они обладают удивительной по меркам среднестатистического
человека способностью к концентрации, которая, в свою очередь, порождает такие
эпифеномены, как отрешенность, умение забыть о тревогах и волнении. В частности, эта
способность проявляется в том, что даже в критических ситуациях, когда на их плечи
сваливается масса проблем, эти люди не страдают бессонницей или отсутствием аппетита,
сохраняют хорошее настроение и способны к нормальным сексуальным отношениям.
Отстраненность самоактуализированного человека может стать причиной
затруднений в его общении с обычными, «нормальными» людьми, которые склонны
интерпретировать его отстраненность как холодность, снобизм, недружелюбие или даже
враждебность. Это понятно, особенно если вспомнить, что расхожее представление о
дружбе предполагает в ней некую взаимозависимость, отношения, обеспечивающие
человеку поддержку, сочувствие, одобрение, участие, тепло. Если понимать дружбу
именно так, то, пожалуй, можно сказать, что самоактуализированный человек не
нуждается в друзьях. В нашей культуре залогом дружбы является потребность партнеров
друг в друге, и очевидно, что средний человек вряд ли пожелает иметь другом
самоактуализированного человека, — ведь тот никогда не положит на алтарь дружбы свою
независимость, никогда не пожертвует ради друга своей автономностью.
Мы должны понимать, что автономность — это не только независимость, но также
самоопределение, самоуправление, способность к принятию ответственности,
мужество и сила, активный поиск решений, умение не быть пешкой
в чужой игре. По мере изучения своих испытуемых я все более убеждался в том, что
каждый из них сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам
отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. Это качество
сложно обнаружить, его невозможно даже определить каким-то одним термином, но оно
имеет чрезвычайно важное, почти решающее значение. Изучая этих людей, общаясь с
ними, я понял, что очень многие человеческие качества, которые я прежде воспринимал
как нормальные и естественные, на самом деле являются признаками болезни, слабости,
ущербности. Например, прежде я не видел ничего прискорбного в том, что многие люди
формируют свои суждения не на основе собственных вкусов, предпочтений, принципов
или убеждений, а на основе тех вкусов, предпочтений, принципов и убеждений, которые
навязываются им рекламой, родителями, телевидением, пропагандой, газетами,
назойливыми коммивояжерами и т.п. Многие люди утратили способность к
самоопределению, они готовы позволить другим манипулировать собой, согласились быть
пешками в чужой игре. Неудивительно, что они так часто испытывают приступы
беспомощности, слабости, управляемости. Понятно, что в экономике и политике подобное
безволие невозможно, что в этих сферах оно может привести к катастрофическим
результатам. Члены демократического общества должны обладать способностью к
самоопределению, к свободному волеизъявлению, они должны уметь взять на себя
ответственность за принимаемые ими решения.
Результаты обширных исследований, проведенных Ашем (20) и Мак-Клелландом
(326—328), позволяют нам предположить, что только небольшую часть населения
Америки, от пяти до тридцати процентов, в зависимости от конкретных обстоятельств,
можно отнести к разряду самоопределяющихся людей. Но в моем исследовании все 100 %
испытуемых относились к таковым.
И наконец, я должен сделать заявление, которое вряд ли понравится теологам,
философам и ученым. Самоактуализированные люди обладают большей «свободой воли»
и они в меньшей степени «детерминированы», чем среднестатистический человек.
Понятия «свобода воли» и «детерминизм» принято считать философскими категориями,
однако я убежден, что рано или поздно мы дадим им и операциональные определения. В
рамках моего исследования они лишены философской особости, я относился к этим
понятиям и к феноменам, стоящим за ними как к эмпирическим реалиям. Выскажу еще
более крамольное суждение — я полагаю, что это не только качественные, но и
количественные категории, их можно не только обнаружить — их можно и нужно
измерять.
АВТОНОМНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ КУЛЬТУРЫ И
СРЕДЫ, ВОЛЯ И АКТИВНОСТЬ
Поговорим о такой характеристике самоактуализировапного человека, которая во многом
похожа на уже перечисленные нами. Я имею в виду свойственную этим людям
относительную независимость от физической и социальной среды. Главными мотивами
самоактуализированного человека являются не потребности дефициентных уровней, а
мотивы роста, и потому эти люди почти не зависят от внешних обстоятельств, от других
людей и от культуры в целом. Источники удовлетворения потребности в росте и развитии
находятся не во внешней среде, а внутри человека — в его потенциях и скрытых ресурсах.
Как дерево нуждается в солнечном свете, воде и питании, точно так же всякий человек
нуждается в безопасности, любви и уважении, и получить их он может только извне. Но в
тот момент, когда он получает их, когда внешние удовлетворители утоляют его
внутренний голод, вот тут-то и встает перед ним истинная проблема человеческого бытия,
проблема роста и саморазвития, то есть проблема самоактуализации.
Независимость от среды означает более высокую устойчивость перед лицом
неблагоприятных обстоятельств, потрясений, ударов судьбы, депривации, фрустрации и
тому подобных вещей. Мои испытуемые умудрялись сохранять мужество и самообладание
даже в самых тяжелых ситуациях, даже в таких, которые обычного, среднестатистического
человека могли бы натолкнуть на мысль о самоубийстве; эту способность я определил как
способность к самовосстановлению.
Люди, не достигшие уровня самоактуализации, движимые потребностями
дефициентных уровней, нуждаются в других людях, поскольку только от других людей
они могут получить столь необходимые им любовь, безопасность и уважение. Совсем
другое дело — самоактуализированные индивидуумы. Для того, чтобы испытать истинное
счастье, им не нужны другие люди; напротив, другие могут даже мешать им, могут стать
препятствием на пути развития. Источники удовлетворения самоактуализированного
человека интраиндивидуальны и никак не опосредованы социумом. Эти люди достаточно
сильны, чтобы не зависеть от мнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не
ищут даже любви. Признание, популярность, слава, почести, любовь — несущественны
для них; все эти вещи не идут ни в какое сравнение с гложущей их потребностью в
саморазвитии, с неутолимым стремлением к внутреннему росту (209, 360, 388, 403).
Однако, несмотря на все вышесказанное, мы ни на секунду не должны забывать о том, что
самая верная, хотя и не единственная, дорога, ведущая к такого рода автономности,
к свободе от любви и уважения, — это полное удовлетворение потребностей в любви и уважении.
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ
Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью радоваться жизни.
Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться, поражаться, испытывать
восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни, к
которым обычный человек давно привык, которых он даже не замечает. Колин Уилсон
назвал эту способность чувством новизны (483). Для такого человека закат солнца, пусть
даже он видит его в сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел
его впервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может
предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку тысячу
цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи, благоволения судьбы
не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы; его шестидесятилетняя жена
кажется ему такой же красивой, как и сорок лет назад. Даже повседневность становится
для него источником радости и возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему
восторг. Разумеется, это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом
состоянии или прилагают осознанные усилия, чтобы добиться этого; столь интенсивные
чувства они испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно.
Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз к нему вдруг
возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал, впервые увидев
живописный ландшафт, открывшийся ему с парома (115).
Люди, которых я обследовал, умеют ценить прекрасное, хотя прекрасное каждый из
них понимает по-своему. Для одних источником красоты становится природа, другие
обожают детей, третьи получают наслаждение от музыки; но всех их объединяет одно —
они черпают вдохновение, восторг и силу в базовых, основополагающих ценностях
жизни. Так, например, никто из них не исповедовался мне в том, что испытал восторг от
посещения ночного клуба или вечеринки, никто не назвал в качестве источника
вдохновения деньги.
И еще одно впечатление, которое я вынес из общения с этими людьми. Для
некоторых моих испытуемых секс и все связанные с ним плотские удовольствия — не
только источник чувственного удовлетворения, но и источник возвышенных,
обновляющих и воодушевляющих переживаний,
подобных тем, что дарят им музыка и природа. Подробнее я остановлюсь на этом
феномене в следующем разделе.
Очень может быть, что причиной для такой насыщенности субъективного опыта, для
такой пронзительности восприятия является особая эффективность их восприятия, умения
воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях, восприятие реальности perse.
Можно, пожалуй, сказать, что именно склонность к рубрификации замыливает нам глаза;
если явление, человек или ситуация не интересны нам, не содержат в себе прямой выгоды
или угрозы, мы отмахиваемся от них, торопимся наклеить какой-нибудь ярлык и
забросить в дальний угол привычной категоризации (46).
Я все более и более укрепляюсь во мнении, что неспособность радоваться жизни —
один из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий. Мы с легкостью
привыкаем к хорошему, мы воспринимаем его как само собой разумееющееся и потому
недооцениваем; как часто мы отказываемся от радостей жизни, без сожаления и
раскаяния меняя их на чечевичную похлебку. Как это ни прискорбно, но мы не бережем
своих родных, друзей, детей и раскаиваемся в этом только тогда, когда теряем их. А ведь
то же самое можно сказать и о нашем отношении к своему здоровью, об отношении к
политическим правам и материальному благополучию, — только лишившись их, мы
начинаем понимать их истинную ценность.
Рассуждения Герцберга о производственной «гигиене» (193), понятие St. Neot
margin, предложенное Уилсоном (481, 483), равно как и результаты моего собственного
исследования «жалоб низших уровней, жалоб высших уровней и мета-жалоб» (291) —
все говорит нам за то, что жизнь наша станет несравненно лучше, счастливее, если мы
научимся радоваться ей, если мы испытаем по отношению к ней такое же глубокое
чувство благодарности, которое испытывают самоактуализированные люди.